Частный педагог

Коррекционно-развивающие занятия с детьми от 4-х до 12 лет
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как научить ребёнка продуктивно мыслить?

Предметы и явления действительности познаются с момента рождения при помощи ощущений и восприятий (звуки, размещение и перемещение тел в видимом пространстве, цвета, формы) посредством мышления. Мышление-это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта-ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретённые знания. Через органы чувств, которые являются каналами связи организма с окружающим миром, поступает информация в мозг и перерабатывается им. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, затем на этой основе преобразует мир.

Мышление связано с практической деятельностью людей, с речевыми механизмами, так как движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом происходит лишь посредством речевой деятельности.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности объекта, явления.

Одним из способов мыслительной деятельности, является мыслительная операция, посредством которой человек решает мыслительные задачи (умственные и практические).

Мыслительные операции (процессы): анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация, человек применяет в зависимости от задачи и характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке:

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений. От практически действенного, чувственного к умственному, от элементарного к углубленному.

Синтез – это объединение частей, свойств, отношений, действий в одно целое (обратный анализу процесс). Анализ и синтез – взаимосвязанные логические операции, могут быть практическими и умственными. От практически действенного к чувственному, от элементарного к сложному.

Сравнение – это установление поверхностного или более глубокого сходства и различия предметов и явлений. Прежде чем сравнивать объекты и явления, необходимо научиться выделить в них один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение.

Классификация – распределение предметов и явлений определённого типа по подгруппам в зависимости то сходства и различия их друг с другом.

Обобщение – выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила

Абстрагирование – это выделение какого-нибудь признака и рассматривание его изолированно от других признаков, т.е. отвлечённо. Изолированное изучение отдельных признаков объекта или явления при одновременном отвлечении от всех остальных, помогает человеку глубже понять их сущность.
Конкретизация – это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному. Этот процесс обратный абстрагированию, но неразрывно связанный с ним, раскрывает содержание.

Формированию собственного умения продуктивно мыслить способствует развитие логического мышления у ребёнка, умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения.

Для того чтобы научить детей решать жизненные задачи, надо познакомить их со способами мышления: представление, суждение, рассуждение, воображение, умозаключение.

Представление – это восприятие окружающей действительности ребёнком. Развитие разнообразных представлений зависит от разных условий: от человеческой среды, окружающей ребёнка, прежде всего семьи, умственного развития и в частности от полученного образования, жизненного опыта, географического окружения.
Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.

Рассуждения – это логическая связь нескольких суждений, необходимых для решения мыслительной задачи. Рассуждение имеет практический смысл тогда, когда оно приводит к определённому итогу поиска мысли, умозаключению.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, который даёт новое знание о предмете и явлениях окружающего мира, Умозаключения (выводы) от частного к общему – индуктивные, а в обратном порядке – дедуктивные.

Почему надо развивать продуктивное мышление у детей?
Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребёнком из разных источников информации, вызывают у него потребность вскрывать причины и сущность связей между предметами. Чтобы всесторонне познать предмет, нужно уметь выделить существенные признаки; определить его место среди других понятий; установить связь с другими предметами и научиться пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

В любой деятельности приходится решать разнообразные мыслительные задачи (практические и умственные), которые решаются путём выполнения знакомых практических и умственных действий или путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи.

Решение мыслительных задач имеет несколько этапов:
1 этап – представление задачи, осознание вопроса и стремление найти на него ответ, потому что без вопроса нет деятельности мышления;
2 этап – это анализ условия задачи;
3 этап – само решение, которое осуществляется посредством умственных действий с использованием логических операций;
4 этап – проверка правильности решения, которая дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг, найти допущенные ошибки и исправить их.

Умение самостоятельно решать мыслительные задачи экономным способом характеризует качества ума человека: гибкость, самостоятельность, глубина, широта, последовательность.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, в умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости ума противостоит инертность мышления, при котором активные поиски неизвестного заменяются воспроизведением усвоенного. Гибкостью ума обладают творческие люди.

Самостоятельность ума проявляется в умении человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Глубина ума определяется способностью человека вникать в сущность предметов и явлений, видеть глубже проблему.

Все эти качества ума зависят не только от особенностей мышления, от преобладания одной сигнальной системы над другой конкретного человека, но от его индивидуальных особенностей познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность) и воспитываются в процессе обучения дома, в дошкольном учреждении, школе, а также самостоятельно путём кропотливой работы над собой.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают действие, образ и слово, как они взаимодействуют между собой, психологи выделяют три вида мышления:

  • конкретно-действенное (практическое) мышление направлено на решение конкретных задач в практической деятельности людей;
  • конкретно-образное (художественное) мышление есть процесс воплощения отвлечённых мыслей в конкретные образы;
  • словесно-логическое (абстрактное или теоретическое) мышление оперирует понятиями, а образы в нём играют вспомогательную роль.

 

Все три вида мышления тесно связаны между собой и должны быть в одинаковой мере развиты. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности.

Как формируется мышление у детей?
Развитие мыслительной деятельности наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. Продуктивность мыслительной деятельности развивается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей интеллектуального развития.

Формирование логических приёмов мыслительной деятельности - процесс длительный, последовательный и результативный, даже в тех случаях, когда природные задатки ребёнка скромны, и начинать заниматься нужно, как можно раньше.
На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.
В зависимости от ведущего вида мыслительной деятельности психологами выявлены три стадии развития интеллекта: наглядно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактно-теоретическое.

На первой стадии (ранний возраст) ведущим является наглядно-действенное мышление (мышление руками). Ребёнок рождается, не обладая мышлением. В процессе целенаправленного воспитания и обучения он овладевает предметными действиями и мышление направлено на решение конкретной задачи: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольцо на стержень пирамидки, закрыть и открыть коробку и т.д. Выполняя эти действия, ребёнок думает, приобретает чувственный и практический опыт, научается с помощью взрослых, а затем и самостоятельно решать сначала простые, затем сложные задачи, понимать требования, предъявляемые взрослыми, действовать в соответствии с ними. Овладение речью вызывает существенный сдвиг в развитии практического мышления ребёнка. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в возникновении способов мыслительной деятельности. К концу первого года у ребёнка проявляется элементарное мышление.

На второй стадии (младший возраст) преобладает наглядно-образное мышление, хотя сохраняется мышление с практическими действиями. Мышление выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово, начинает мыслить обобщённо. Чтобы решить задачу, ребёнок отчётливо воспринимает, наглядно представляет рисуемую в ней ситуацию. Необходимо приучать детей внимательно рассматривать ситуацию и мыслить конкретно (сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы)
Малыша сначала необходимо научить СРАВНИВАТЬ два объекта, затем группу, так ему легче найти признаки различия предметов, явлений, затем признаки их сходства. Количество и характер признаков сходства и различия зависит от возраста ребёнка. Для детей 2-4лет -2-3 признака (цвет, форма), для детей 4-5 лет - более 3 (цвет, форма, размер, количество). Задания, игры на сравнение разделяют на группы по заданному признаку (большие и маленькие, красные и синие):
-«Найди такой же», «Найди фигуру, похожую на солнце», «Чем похожи фигуры?», «Возьми все синие кружки» и т. д.
Когда ребёнок хорошо научится выделять признаки предметов и сравнивать их с помощью взрослых, он сможет применять приём сравнения в самостоятельной деятельности. Параллельно малышей надо учить делать простые и конкретные действия: просыпаться спокойно, делать зарядку, т. е. давать распоряжения самому себе, планировать свою деятельность – это организует мышление и воспитывает в них уверенность в себе, силу воли, позитивное мышление.

На третьей стадии (старший дошкольный и начальный школьный возраст) ведущую роль в мыслительной деятельности приобретает абстрактно-теоретическое мышление, которое выступает в форме отвлечённых понятий и рассуждений.
Детей старшего дошкольного и начального школьного возраста надо знакомить с методами мышления:

  • интуитивный – слушать себя, свои чувства, как поступить в данной ситуации;
  • визуальный – рассматривание ситуации, фантазирование, задавание вопроса, ожидание ответа;
  • аналитический – раскладывание на части;
  • исследовательский – подбор вариантов, что произойдёт;
  • шахматный – продумывание хода, а когда ходы равнозначны, делать случайный ход;
  • метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач);
  • метод проб и ошибок – смотреть на условие, пока не всплывёт ответ.

 

Когда дети научились делить предметы по какому-либо признаку, выделять сходства и различия, можно проводить классификацию по заданному основанию или найти само основание: по названию, размеру, цвету, форме, по признаку.

Упражнения на классификацию выполняются в определённой последовательности:
1)взрослый сообщает заданное основание, ребёнок выполняет разделение;
2)взрослый предлагает группу предметов по одному признаку, ребёнок самостоятельно ищет соответствующее основание;
3)взрослый предлагает группу предметов разделить на группы, ребёнок самостоятельно определяет основание.
Например: «Раздели круги на две группы», «Кто, где живёт?», «Раздели фигуры на 3 группы» и т. д.

Обучение сравнению и классификации завершается обобщением.
Обобщение у дошкольников и младших школьников формируется с помощью взрослых: подобрать предмет, задать вопрос, правильно определить существенные признаки, помочь правильно сформулировать и употребить термины и словесные обороты.

Развитие способностей ребёнка к анализу и синтезу начинается с 4-х лет и продолжается в старшем дошкольном и школьном возрасте, что позволяет рассматривать один и тот же предмет с разных точек зрения: большой - маленький, круглый – квадратный и т.д.
Дети ещё не могут проникнуть в сущность предмета, при действии с предметами в результате лично накопленного опыта могут сделать правильные индуктивные умозаключения, но ещё затрудняются перенести их на аналогичную ситуацию.
Дедуктивные умозаключения труднее даются, поэтому надо развивать умения последовательно:

  • вначале частное связывается с общим, не отражающим существенных связей;
  • далее усвоив общие выводы, дети объясняют на их основе частные случаи, которые непосредственно наблюдают;
  • усвоив вывод, они могут объяснить самые разные факты; в том числе и те, которые в их опыте ранее не встречались.

В младшем школьном возрасте основной вид мышления – наглядно-образное, решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.
Преобладающим является практически действенный и чувственный анализ, при котором учащиеся используют практические действия с самими предметами.
Развитие абстрактного мышления проявляется в формировании способности выделять общие существенные признаки.
Формирование мышления в понятиях происходит в учебной деятельности через изучение существенных признаков предметов и явлений. Овладение существенными свойствами предметов, их законами возникновения и развития, строится на представлениях. Чем тоньше и разнообразнее представления, тем полнее и глубже понятия.
В усвоении понятий большое значение имеют наблюдения, в основе которого лежит восприятие предмета. Ребёнок рассматривает предмет, составляет свой рассказ по вопросам, задаваемым взрослым в определённом порядке, восприятие становится целенаправленным и планомерным.

Учащиеся 1-2 классов судят о предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В 3 классе увеличивается объём знаний, поэтому появляются проблематичные и условные суждения. К 4 классу учащиеся могут рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства из личного опыта.

Возрастающие требования к школьному образованию поставили перед ведущими психологами задачу выяснить, каковы возможности интеллекта детей. Исходя из результатов теоретических исследований, выявлено, что у учащихся разного возраста мыслительные операции имеют значительную вариантность и имеет свою специфику.
У детей 6 лет ведущими являются операции сравнения и обобщения, у детей 7 лет – классификация. У детей 8-9 лет - операции обобщения и абстрагирования, у учащихся 10 лет – операции классификации и абстрагирования.
Эксперименты подтвердили, что первый пик активного развития мыслительных операций наблюдается при поступлении в школу, 6- 7 летние дети могут оперировать отвлечёнными символами, формулами и овладевать грамматическими понятиями.
Для эффективного развития продуктивти действия, {strong в учебной деѺтивaaвнные бъяснаясь раттивaa-ставили ащиеся ии учитывавлученения в самостоѓии вные ой мере которогеание;
Все е, образ и словьнуѾсновной всохраняется васновной вид мыѽапр словий и явлений, {sрогсти наиболееения: Вияз ым.<ны мЏ эффективногнные бъко:я Вино-», ства нность в сейщенациктивног,ловиеявленог,л быть в стностц гравенного опы,лриятие станок рождаетвляюѿлоановевремеЀе ое Развитие мыслиѲремети развиваеr /> Нае и имюѿлобла симввий задачи.

ст развц граков схоэти качества е и гтвий или пуѰясь Ѕ предсльно и пн подЂоо о риантпреобладания оормироввля, по пр пуѰяие им пн плим умственных до учй нат е, образ ония на аб реедме,Ѹваеыриятие стиоцессреАе мы: id="breadcrumbs">

!-- d="main" end --a м м >!-- d="m end --a м м>foot" id=foot" "a м>a id=totop-scroll" "d="brea#pem-me
!--LiveInt" ne ount" --a>!--/LiveInt" ne --с>!-- Yambs">Meika ount" --a